"Рождественские чтения" - 2022
25.11.2022
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,
единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего
воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на
молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру
воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к
нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания.
Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -
пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто
обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема
духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не
был случайным для сегодняшнего мероприятия.
, целью
нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему
соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности,
честности и
Общечеловеческие
ценности
§ Любовь к матери
§ Патриотизм.
§ Любовь к Родине
§ Свобода воли
§ Добро и зло
§ Самовоспитание
§ Совесть
§ Надежда
Актуальность
проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя
положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в
подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых,
в современном
мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства
ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не
гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это
качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение
к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых,
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют
ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих
людей.
Система
нравственного воспитания включает в себя:
• Во-первых, понимание и учёт в работе всех
источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются:
деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в
коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта,
мир природы, искусства.
• Во-вторых, правильное соотношение форм
деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих, включение нравственных критериев в
оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все
дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия,
глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное -
самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители
воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также
адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.