«Развивающая предметно пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»
19.01.2020
Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошел
К.Е.Тимирязев
На
протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская
деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений
и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Дошкольники
– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в
проблемной ситуации.
3адача
педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно
помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям,
открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Говоря о
познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность
ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между
явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
При
организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в
центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в
соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:
1.
Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным
возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при
организации деятельности данного центра;
2. Наличие в
центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в
соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек
и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
3. Наличие
демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные
коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их
картотеки;
4. Наличие
комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
5. Наличие
энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для
групп дошкольного возраста);
6.
Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового
персонажа, художественное оформление и т.д.);
7.
Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.