Семинар "Современные формы воспитательных практик в музейной деятельности". МАДОУ "Детский сад № 12 "Малышок", БМО

21.04.2025

 На базе МАДОУ "Детский сад № 12 "Малышок", 18 апреля прошёл межмуниципальный семинар "Современные формы воспитательных практик в музейной деятельности"

Немного истории

Музейная педагогика: что это такое?

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.
Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.


Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.Хочу такой сайт

МИНИ-МУЗЕИ

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.

Каждый такой музей работает в нескольких направлениях.

• поисково-собирательское; (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность.

• экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать)

• экскурсионное (внутри музея).

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это, например, может быть срисовывание понравившейся картины.

На семинаре педагоги постарались рассказать и помочь друг другу в развитии музейной педагогики, через выставки, мини - музеи и другие формы.

Было очень интересно и познавательно. От нашего МБДОУ детский сад №10 "Ромашка" , на музейной площадке представили свою работу старший воспитатель Шестакова Л.Б. и воспитатель Лебедева Е.С., "Реализация музейных проектов в ДОУ", в презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».