КАК ПРИРОДА БЕСПЛАТНО ПОМОГАЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ.
03.08.2020
КАК ПРИРОДА БЕСПЛАТНО ПОМОГАЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ.
Часть 1. Фантазия без игрушек
Тесный контакт с природой влияет на психологическое развитие детей, побуждает их к творчеству, усиливает воображение, умножает интеллект, развивает способность чувствовать.
Умение детей не скучать без игрушек знакомо всем: детвора использует листья деревьев вместо денег, возводит крепости из песка и устраивает среди кустов тайное убежище. Природа, все ее составляющие – деревья, высокая трава, яркие цветы, почва, вода, животные, птицы, насекомые – лучшие условия для творческой игры. Подобранная на тропинке шишка может стать гранатой или попасть в импровизированный «суп», сухая ветка послужит ружьем для охоты на дикого зверя, а камень, под которым спряталась ящерка, легко превратится в пещеру с драконом. Неорганизованная и неоднородная природная среда на каждом шагу дарит сюрпризы, вдохновляет ребенка на поиски и открытия. Такой контакт ребенка с природой приводит к повышению собранности, концентрации внимания, наблюдательности
Система образования вооружает детей в основном теоретическими знаниями. Это способствует угасанию исследовательского интереса в детях. И наоборот: знания, полученные на собственном опыте, вызывают рост интеллекта. Стоит ребенку самому взяться за какое-то дело, и ему приходится мобилизовать свои силы и навыки, принимать решения, экспериментировать, делать выводы. Природа дает для этого неограниченные возможности.
Терапевтическую ценность картин природы давно подметили поэты и йоги, да и обычные люди не раз замечали, как их успокаивает созерцание пейзажей. Теперь и ученые взялись за этот вопрос. Есть данные, что отдых среди зелени полноценнее, чем отдых перед телевизором или на современной детской площадке. У детей, которые хотя бы через окно могут видеть зеленые насаждения, уменьшаются симптомы дефицита внимания. К тому же контакт с природой вызывает широкую гамму эмоций, вплоть до изумления и безудержного восторга.
Итак, чем заняться с ребенком полезным и бесплатным на природе (море, дача, река, бабушкина деревня, лес) в окружении природных материалов:
· Песок или мелкая галька дают различные тактильные ощущения.
1. Закапываемся в песок целиком или частями - и тактильная, и проприоцептивная стимуляция;⠀
2. погружаться ногами или руками, немного потереть;⠀
· Укладываем камни на тело (почти стоун массаж): сначало на спину, потом на живот; ⠀
· Сенсорные дорожки: песок, камни, вода, трава – босиком!!! (следите за безопасностью!); ⠀
· Качаемся на волнах или на руках родителя в воде - это хорошая вестибулярная стимуляция;
· Ходим по бордюрам;⠀
· Погружаемся в нагретый на солнце песок, а затем в прохладное море или речку тренирует сосуды, выносливость и температурные ощущения холодно/тепло;
· Собираем шишек, камней, веток, кусочков листьев. А теперь пусть малыш трогает по очереди каждый материал, потом пусть закрытыми глазами его угадывает; ⠀
· Слушаем как шумит море, как сыпется песок, как шелестит трава, как поют разные птицы-развитие слухового восприятия.
· Клумбы с разными цветами учат зрительно различать цвета
· Журчание ручейка усиливает впечатления и способствует расширению восприятия
· Сдуваем одуванчики – учимся дуть (дыхательная гимнастика)
· Ягоды, фрукты, овощи с грядки учат ощущать вкусы - горький, кислый, сладкий и солёный
· Травы, а именно, их запахи. Мята, тимьян, розмарин, лаванда успокоят ребёнка
· Кора дерева (трогаем руками) - для маленьких деток, которые только учатся познавать мир через тактильные ощущения
· Даем новые знания: названия деревьев и растений: ромашка, ель, береза, земляника...
· У ребенка развивается координация движений: ходим через выступающие корни и между деревьев-одно из нелегких способностей у дошколят!
· Шишками кидаем в определение деревья или кусты-ловкость и меткость развиваем!
· Ищем и кушаем землянику – тренируем зрение (близко, далеко)
· Сенсорные ощущения: колючая ель, крапива жжёт, малина сладкая, трава мягкая...
· Физически развиваемся: бегаем, прыгаем)
· Собираем букет: рвём одной рукой и держим второй (межполушарное взаимодействие) и развитие мелкой моторики рук (захват, сила)
· Воздух, спокойствие, тишина - развитие эмоциональной сферы (для гиперактивных детей – умиротворение, успокоение)
· Эхо-развитие речи (мама кричит слово, а ребенок повторяет так же крича)
Это все бесценный природный сенсорный материал, который мы можем использовать, просто гуляя с ребенком!
(Р. Лоув, Р.Каримов, О.Дорофеева)