Особенности, методики, технолии и средства программы СамоЦвет

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

«Внедрение образовательной программы
дошкольного образования
«СамоЦвет» в условиях ДОО»

Толстикова Ольга Викторовна,
старший преподаватель
кафедры дошкольного и
начального общего образования

2022 г.

ГАОУ ДПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ТОЛ С Т И КО В А
ОЛ Ь ГА
В И К ТО Р О В Н А
СТАРШИЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО
И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВА НИ Я

Контакты:
Эл. адре с: anastasiya.81@inbox.ru

Тел. 8(922) 152 83 76

«Особенности, методики, технологии и средства
организации образовательного процесса с учетом ОП
ДО «СамоЦвет» в практике работы с дошкольной
образовательной группой»

Как гарантировать
достижение
результатов
обучения и
воспитания?
Как повысить
эффективность
образовательного
процесса?

ПРИ ВЫБОРЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБРАЩАЮТ
ВНИМАНИЕ НА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
ТАК КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
(В ТОМ ЧИСЛЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС, ПОСТРОЕННЫЙ ПО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ) ДОЛЖНЫ
БЫТЬ ВЫСОКО ЭФФЕКТИВНЫМИ.
ПЕДАГОГИ, СТРЕМЯЩИЕСЯ ПОВЫСИТЬ
КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПОИСК, ОСВОЕНИЕ И
ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.

«Технология
развития
субъектности
ребенка»

«Технология
развития
творческой
активности
ребенка
дошкольного
возраста»

«Игровые
технологии»

Технологии реализации культурных практик
ОП ДО «СамоЦвет»

«Технологии
метода
проектов»

«Технология
развития
ценностных
ориентаций
детей
дошкольного
возраста»

«Технологии реализации культурных
практик образовательной программы
«СамоЦвет»

Пособие является составной частью комплекта пособий
образовательной
программы
дошкольного
образования
«СамоЦвет».


В пособии предложено описание тех технологий и алгоритмов
их реализации, которые соответствуют концептуальным идеям,
обеспечивают достижение цели ОП ДО «СамоЦвет».


Пособие предназначено для педагогических работников
дошкольного образования, заинтересованных в развитии ребенка, а
также для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.


В пособии представлены материалы и педагогические находки
дошкольных образовательных организаций - пилотных площадок
ОП ДО «СамоЦвет» Свердловской области.


Содержание пособия учитывает не только цели и задачи
обязательной части ОП ДО «СамоЦвет», но и специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность
с
детьми
дошкольного возраста.


«Технологии реализации культурных
практик образовательной программы
«СамоЦвет»
- Концептуальные идеи образовательной программы «СамоЦвет»
как основание для отбора образовательных технологий.
- Образовательные стратегии, методы и технологии.
- Технологии реализации культурных практик образовательной
программы дошкольного образования «СамоЦвет».
- Технология развития ценностных ориентаций детей
дошкольного возраста: аксиологический подход.
- Технологии реализации культурных практик на основе
деятельностного подхода.
- Технология развития субъектности ребенка.
- Технология развития творческой активности ребенка
дошкольного возраста.
- Метод проектов - технология реализации культурных практик.
- Технологии самостоятельной познавательно-исследовательской
деятельности детей.
- Игровые технологии.

«Технологии реализации культурных
практик образовательной программы
«СамоЦвет»
Ценностная основа ОП ДО «СамоЦвет» позволяет модернизировать
содержание и технологии обучения и воспитания детей в соответствии
с
поликультурными,
этнокультурными
и
социокультурными
достижениями Российской Федерации и Свердловской области.


ОП ДО «СамоЦвет» обладает обобщенным универсальным
(рамочным) характером, содержит общие модели, методологию и
принципы построения, ориентирована на социокультурную ситуацию
развития детей младенческого, раннего, дошкольного возраста,
учитывает
результаты
современных
психолого-педагогических
исследований.


ОП ДО «СамоЦвет» являясь рамочной, позволяет взрослым,
пользуясь ее положениями (универсальным и вариативным
содержанием), осуществлять образовательную деятельность на основе
предложенных технологий, открытости для идей, креативности,
учитывающих индивидуальные особенности, потребности и интересы
детей и взрослых.


«Технологии реализации культурных
практик образовательной программы
«СамоЦвет»
Предлагаемые
для
применения
взрослыми
образовательные методы, приемы и технологии не нарушают
ее универсальный (рамочный) характер, учитывают
ориентацию на то, что в дошкольном возрасте
интеллектуальное развитие должно быть подчинено
развитию эмоционально-чувственной сфере.


Взрослые, реализующие по ОП ДО «СамоЦвет»,
формулируют содержание работы по ходу образовательной
деятельности, определяя и решая задачи развития ребенка в
зависимости от сложившейся образовательной ценностноориентирующей ситуации, опираясь как на интересы (в т. ч.
ситуативные) и потребности отдельного ребенка, так и
группы детей.


проявлять творческое, осмысленное, ценностное
отношение к собственному здоровью (физическому,
духовному);

осуществлять ценностный выбор, стремиться в
своих
поступках,
поведении
следовать
положительному примеру (образцу), осуществлять и
обосновывать собственный выбор;

проявлять заботу о себе, других людях,
ближайшем (социальном, природном) окружении,
обществе, стране;

проявлять потребность в деятельности, которая
была бы ценной для других, для развития дальнейшей
собственной
или
коллективной
деятельности
(культурно-смысловой контекст);

проявлять способность к принятию решений,
опираясь на свои знания, умения в различных видах
деятельности;

становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;

позитивная установка к различным видам труда и
творчества;

безопасное поведение в быту, социуме, природе;

эмоциональная отзывчивость, сопереживание;


При реализации
предложенных
технологий, методов
и приемов,
необходимо
учитывать целевые
ориентиры,
формулируемые в
виде базовых
характеристик
личностного
развития,
ценностных
ориентаций и
базовых
компетенций
ребенка:

проявлять стремление к инициативному,
самостоятельному действию;
 реализовывать, воплощать осознанный и
самостоятельный выбор;
При реализации
 ставить и решать вопросы, проблемы;
предложенных
технологий, методов и  стремиться к знаниям;
критически
мыслить,
приемов, необходимо  творчески,
проявлять элементы рефлексии;
учитывать целевые
 готовность к совместной деятельности,
ориентиры,
работе в команде;
формулируемые в
 согласовывать собственные интересы с
виде базовых
интересами других людей;
характеристик
 конструктивное поведение в конфликтных
личностного развития, ситуациях;
 поведение осознанное и произвольное,
ценностных
ориентаций и базовых более независимое от влияния среды,
компетенций ребенка: ориентированное на возможные последствия
своего поведения.


Ядро любой технологии в образовании

ЦЕЛЬ

СРЕДСТВА
ПРАВИЛА ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
(ЭТАПЫ, ШАГИ)

РЕЗУЛЬТАТ

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ

концептуальная
основа

• научная база технологии, те
психолого-педагогические идеи,
которые заложены в ее фундамент

содержательная
часть

• цели и содержание обучения и
воспитания

процессуальная
часть

• формы, методы, средства, условия
организации образовательного
процесса, результаты

Структура образовательной технологии
Концептуальная
основа
Краткое описание
руководящих идей,
гипотез, принципов
технологии,
способствующее
пониманию, трактовке ее
построения и
функционирования), осн
овные идеи и принципы
(основной используемый
фактор развития, научная
концепция освоения),
позиция ребенка в
образовательном
процессе.

Содержательная
часть
Объем
и
характер
содержания образования:
- категория воспитанников,
на которых рассчитана
технология;
- цели обучения - общие и
конкретные;
- мотивационная
характеристика;
- содержание материала;
• учебно-методические
пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические
средства обучения,
медиаресурсы;

Процессуальная
часть
Технологический
процесс:
- организация
образовательного
процесса;
- методы и формы
образовательной
деятельности взрослого
с детьми;
педагогическая
диагностика
образовательного
процесса (современный
диагностический
инструментарий).

Условия реализации педагогом технологий
ОП ДО «СамоЦвет»
понимание педагогом методологических основ, концептуальных идей
программы, центральной технологии, направленной на воспитание и развитие
детей;
 предоставление возможности педагогу «пожить» в этой технологии,
пропустив ее через систему своих эмоций, потребностей и ценностных
установок;
 учет личностных качеств педагога при подборе технологии, поскольку от
этого зависит ее эффективность, предложение педагогу палитры педагогических
технологий, чтобы он мог реализовать ту, которая более всего способствует
развитию детей с их учетом их индивидуальных особенностей;
 реализация технологии целиком, так как эффект достигается при полной
реализации всех комплексов действий;
- наличие высокого уровня развития педагогического мастерства, которое
складывается из четырех относительно самостоятельных частей:
- мастерства организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- мастерства мотивации, убеждения;
- мастерства трансляции знаний и формирования опыта в деятельности;
- мастерства владения педагогической ценностно-ориентированной техникой.


Мастерство владения педагогической
техникой
Педагогическая техника - это совокупность умений и навыков, которые
необходимы для эффективного применения системы методов педагогического
взаимодействия с отдельным ребенком и коллектива в целом:

эмоциональная «заразительность»,

речевые (диалогические) умения;

умения мимической и пантомимической выразительности;

умения управления своим психическим состоянием и поддержания
эмоционально-творческого напряжения;

актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на
чувства ребенка,

умение передавать детям опыт эмоционально-ценностного отношения к себе,
другим людям, окружающему миру;

технологическая компетентность, которая включает: рефлексивную часть
(анализ собственных профессиональных умений, анализ образовательного
процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотивационно
окрашена), операциональный аспект (просвещенность педагога в базовых
положениях технологии);

наличие высокого уровня развития теоретико-методологической культуры
(способности к проектированию, конструированию образовательного процесса, его
целостному видению, рефлексии) и высокого уровня технологической культуры
(умение работать в условиях конкретной образовательной ситуации).

Технологическая культура педагога
Технологическая культура педагога - это динамическая
система педагогических ценностей, технологических умений
(педагогической техники и образовательной технологии) и
творческой индивидуальности педагога.


Наличие уровня технологической культуры зависящего от
степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции
и профессионально-личностных качеств; технологических знаний и
культуры педагогического мышления; технологических умений и
опыта творческой деятельности.


В каждой конкретной дошкольной образовательной организации
внедрение образовательных технологий ОП ДО «СамоЦвет»
определяется и детерминируется социокультурными ценностями,
принятыми
в
конкретном
образовательном
учреждении,
конкретными педагогами.


Технологии ОП ДО «СамоЦвет»
Частные
технологии

Основные, концептуальнообоснованные технологии
технология
развития
ценностных ориентаций детей
дошкольного возраста;
 технология развития ребенка
как
субъекта
образования,
образовательных отношений;
 технология
развития
творческой активности ребенка
как субъекта деятельности и
общения
в
ценностноориентированной
образовательной среде.


метода проектов;
самостоятельной
исследовательской
деятельности детей;
 детского
экспериментирования;
 игровые.



ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Процесс формирования ценностей –
процесс перехода (а также его результат)
значимых с точки зрения взрослых
ценностей из знаемых во внутренний
источник поступков.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Основой
данной
технологии становится
системный подход к
реализации
всех
структурных
компонентов
ценностей посредством
такой
организации
образовательной
среды, которая бы
способствовала
интеграции
всего
спектра ценностей в
систему
личностных
образований ребенка.

Этапы
формирования
ценностных
ориентаций
личности ребенка дошкольного
возраста (адаптированы по М. Р.
Битяновой):
1. Предъявление ценностей ребенку.
2. Осознание ребенком ценности.
3. Принятие ребенком ценности.
4. Реализация
ценностных
ориентаций
в
деятельности,
общении и поведении. Закрепление
ценностей в статусе качества
личности ребенка.
5. Актуализация
ценностей
в
ценностно-ориентированных

1 этап. Личностное влияние взрослого
Личностное влияние позволяет транслировать ценности от
взрослого к ребенку. Полноценное влияние взрослый
приобретает только тогда, когда сам искренне транслирует те
ценности, которых придерживается (осознает, принимает,
осмысливает, соблюдает, исповедует).
 Личность взрослого (педагога, родителей), система их
ценностных ориентаций – начало начал ценностной работы.
Каковы ценности человека – таков стиль общения с
окружающими, его поступки и поведение в значимых
ситуациях.
 Личные ценности взрослого определяют характер его
взаимоотношений с детьми, отбор тематического содержания
(или постановку образовательных задач), использование в
работе тех или иных технологий, методов, приемов,
ориентированных на ценностно-целевые ориентиры.


1 этап. Личностное влияние взрослого
Педагогам важно построить деятельность так, чтобы работа с
ценностями детей стала ее повседневным контекстом и
содержанием. Эффективно работающие педагоги:
 оценивают эффективность результатов детей для того чтобы давать
им сложные, но выполнимые задачи;
 дают образцы соответствующего языка, ценностей и практик,
стимулируют социодраматическую игру, хвалят, побуждают, задают
вопросы, вербально взаимодействуют с детьми;
 обеспечивают те взаимодействия, которые направляют мышление
детей, но не подавляют его;
 используют правила обеспечения дисциплины/поведения, которые
требуют вовлечения персонала в оказание детям помощи в логическом
объяснении и мирном разрешении их конфликтов;
 инициируют ценностный диалог с ребенком на любую значимую
для ребенка тему в рамках его личного опыта;
 устанавливают особые взаимоотношения с родителями для
создания ценностно-насыщенной среды в домашних условиях,
реализации общих педагогических целей и ценностей.

2 этап. Ценностно-ориентированный
диалог


В ценностно-ориентированном аспекте духовнонравственного воспитания, данную деятельность
можно
рассматривать
как
деятельность
по
формированию
ценностного
сознания,
осуществляемого в форме ценностного диалога двух
субъектов: ребенка – взрослого, ребенка-ребенка.



Ценностно-ориентированный,
побуждающий,
подводящий
диалог
состоит
из
отдельных
стимулирующих реплик, которые помогают ребенку
осознать, принять, действовать, регулировать свои
действия с ориентацией на ценности, открыть знание
путем проб / ошибок.

2 этап. Ценностно-ориентированный
диалог
Диалог представляет собой систему вопросов (заданий),
которые активизируют и развивают логическое мышление,
творчество детей.


Для этого взрослый должен владеть вербальными и
невербальными приемами объяснения правил взаимодействия
детей друг с другом, делая явным и понятным, что можно,
что нельзя, что хорошо, что плохо, что важно, что неважно,
давая понять, что то, что не важно для ребенка, может быть
важным для другого и наоборот.


Похвала, признание за ценностно-направленное поведение,
поступок,
отношение;
навык
ценностно-смыслового
комментирования
действий,
деятельности
детей,
стимулирования речевых реакций на ценностно-окрашенное
поведения самого ребенка, других детей в дружеской и
поддерживающей манере должны быть присущи взрослому


3 этап. Погружение в ценностнонасыщенную образовательную среду
Ценностная образовательная среда
может моделироваться в двух аспектах:
Ценностное наполнение устойчивой
образовательной
среды
дошкольной
образовательной организации (Группы) и
семьи: быт, традиции, ряд мероприятий,
образовательной деятельности, всех форм
общения и взаимодействия взрослых и
детей (в условиях дома и семьи),
расширение
положительных
и
продуктивных
ценностно-насыщенных
контактов
детей.
Целенаправленная
организация событий, помогающих детям
в освоении соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
1)

3 этап. Погружение в ценностнонасыщенную образовательную среду
Ценностная
образовательная
среда
может
моделироваться в двух аспектах:
2)
Ценностная
среда
может
моделироваться
специально
на определенное время
и под
определенные задачи (проблемы), актуальные темы,
проекты, события, акции и т.п.
Целенаправленная организация событий, ситуаций
помогающих в освоении соответствующих возрасту
ценностей, формировании интереса к человеческим
отношениям, чувствам других людей.
Осознание и проживание ребенком ценностных
ситуаций.
Развитие
рефлексии
(применяемая
форма
организации – «Самоцветный круг»), способности
ребенка осознавать, осмысливать ценности в
статусе качества личности, особенности той
ценностно-насыщенной среды, в которую он
погружен, свои личные качества, ценности.

4) Специальное конструирование
ценностных ситуаций для проживания и
осознания ценности ребенком
Ценностно-ориентированная

образовательная
ситуация - ситуация, которая переживается и осознается
ребенком как значимая в его собственном образовании
(ценностном выборе, ценностном поведении и
поступках).
Ценностно-ориентированные
образовательные
ситуации:
- игровые ситуации;
- проблемные ситуации;
- ситуации, обращенные к личному опыту ребенка;
- ситуации-иллюстрации;
- творческие ситуации;
- социальные акции.

4) Специальное конструирование
ценностных ситуаций для проживания и
осознания ценности ребенком
Вопросы, возникающие при проектировании специально-организованных
ценностно-ориентированных образовательных ситуаций, как:

…подготовить
пространство?
 …рассадить детей?
 …организовать рабочее
место каждого?
 …ввести в тему встречи,
построить ценностный диалог,
свободное обсуждение?
 …обеспечить живое,
активное, заинтересованное
участие ребенка в том или ином
проекте, а не цепочку действий
по указанию взрослого.
 …поддержать интерес?




…обеспечить наглядность?



…использовать игру?



…придумать алгоритм +
упрощения и усложнения
заданий?



…менять виды деятельности?



…организовать
рефлексирующую ситуацию?



…оценить сделанную работу?



…завершить встречу?

4) Специальное конструирование
ценностных ситуаций для проживания и
осознания ценности ребенком
Пространство группы модернизируется в направлении «потоков»
организации самостоятельной деятельности детей:
планируется так, чтобы дети разного возраста и уровня развития
могли самостоятельно найти для себя занятие по интересам, включиться
в деятельность, инициированную другими детьми или предложенную
взрослыми;


предполагает деление пространства группы на центры активности,
достаточно изолированные и вместе с тем открытые для наблюдения и
взаимодействия взрослых и детей;


интересы и результаты деятельности детей находят отражение в
предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской
деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров
активности и организации взрослыми образовательной деятельности;


используется потенциал природных и социокультурных ресурсов
местного сообщества (лес, клуб, библиотека, физкультурный зал).


4) Специальное конструирование
ценностных ситуаций для проживания и
осознания ценности ребенком
Устройство пространства группы модернизируется в направлении
«потоков» организации самостоятельной деятельности детей:
•
стеллажи для игрушек; шкафы «в рост» ребенка; мягкая детская мебель
(кресло и диван); стеллаж для экспериментов;
•
стеллажи с лазами и отверстиями для самостоятельной деятельности;
система хранения, с доступом для детей;
•
информационная стена для детских работ; мобильные разноуровневые
легкие складируемые столы;
•
пространства для уединения; подиум с подушками, шторами для
уединения;
•
передвижные стойки, легкие контейнеры-этажерки; доступная стойка с
двусторонним подходом с материалом для проектов;
•
круглый, овальный ковер диаметром не менее 2-х метров с центральной
точкой единства информационной стены;
•
мягкие модули геометрических форм; ступеньки - «матрешки» (они же
сиденья) и т. п.;
•
разноуровневая «струна» - змейка с зажимами для самостоятельных
выставок детских работ, роллы бумаги на карнизе у стен.


5) Конструирование ситуаций
ценностного выбора


Целенаправленное конструирование ценностноориентированных образовательных ситуаций на
основе
технологической
модели
развития
ценностных
ориентаций
личности
детей
дошкольного возраста.

Взрослому важно построить свою деятельность так, чтобы
работа с ценностями детей стала ее контекстом и содержанием.
И тогда в дошкольном возрасте ребенок сможет попробовать
самостоятельно
разобраться
в
сложных
ситуациях,
возникающих при его взаимоотношениях с окружающими.

Технологичная модель развития
ценностных ориентаций личности ребенка

Знакомство
с
ценностью

Осознание и
проговарива
ние
ценностей
на своем
языке

Проживание
ценностных
ситуаций и
тренировка в
ценностном
поведении

Осуществлен
ие
ценностных
выборов и
поступков в
реальных
ситуациях

Данная технологичная модель задает способ достижения цели через
алгоритм действий, которые должны строго следовать одно за другим,
может быть реализована взрослым по всем направлениям (образовательным
областям), в любых видах детских деятельностей и/или культурных
практик, вне зависимости от их содержания, с ориентацией на
определенные ОП ДО «СамоЦвет» ценности «Семья», «Здоровье», «Труд и
творчество», «Социальная солидарность»

1 этап. Знакомство с ценностью
Побуждение
детей
(с
эмоциональное восприятие):


ориентацией

на

к называнию ценностей;

к высказыванию своих впечатлений, мыслей,
предложений, представлению собственного опыта.


1 этап. Знакомство с ценностью
Способы и средства встречи детей с ценностным миром:
ценностно-направленный диалог

личный

взрослого с детьми (творческий, рефлексивный, открыто-перспективный);

пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным
ситуациям;
создание, использование спонтанно возникающих ситуаций для общения с людьми (детьми),
имеющими разные позиции, и последующее обсуждение;
использование ситуации (проблемной, социальной);
обсуждение поговорки, пословицы, иллюстрации и т. п.;
обсуждение прочитанного (сюжета, поступка героя произведения, поступок в реальной
жизненной ситуации);
объяснение нового понятия, в том числе абстрактного для ребенка в дошкольном возрасте
нравственного понятия (гордость, стыд, зло, радость, огорчение, забота и др.);
беседа о смысле заглавия, названия (города, улицы, профессионального качества и т. п.);
общение с природой; организация экскурсий, целевых прогулок и обсуждение увиденного с
ценностной точки зрения;
создание ситуаций для оказания помощи живым существам;
выявления реакции на то, что взволновало ребенка (детей);
обсуждение реальных (исторических, социальных и др.) событий, явлений близких детям с
нравственной точки зрения;
просмотр видео и мультипликационных фильмов, их обсуждение с ценностной точки зрения;
игра ценностно-окрашенного содержания.

2 этап. Осознание и проговаривание
ценностей ребенком (детьми) на своем
языке.
выявление того, что и как дети поняли; для чего (для кого) хотят это
сделать? Какие вопросы возникли? Что хотели бы уточнить?


активизация интереса детей к событию (произведению, ситуации,
поступку и др.). Как вы считаете…? Можно ли …? Для чего такая
конструкция?


выяснение связей и отношений между людьми, персонажами и
событиями, сложившимися обстоятельствами. Почему он так поступил?


установление ассоциативных связей с пословицей, поговоркой, другими
произведениями, с ориентацией на сопоставления поступков персонажей,
поиска аналогий и обобщений;


побуждение к идентификации, требующее постановки себя на место
другого (героя произведения), погружение в переживание путем обращения
к собственному жизненному опыту;


осознание последствий событий, ценностного выбора или поступка
(побуждение осмысливать свое поведение и видеть, как это отзовется в
моем ближайшем окружении, во мне самом, в мире с точки зрения
ценности).


2 этап. Осознание и проговаривание
ценностей ребенком (детьми) на своем
языке.
Способы и средства, побуждающие к проговариванию ценности
самим ребенком (детьми):


групповое обсуждение поступков, поведения персонажей
литературных произведений, реальных поступков самих детей;



ролевые игры, драматизация и театрализация в том числе по
литературным произведениям, спектаклям и обсуждение
прочитанного, увиденного с ценностной точки зрения;



разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование
выборов в конкретной ситуации, разбор конфликтных ситуаций;



планирование конкретных
(индивидуально и группой)

дел

ценностного

содержания

3 этап. Проживание ценностных
ситуаций и тренировка в ценностном
поведении

побуждение к выражению своего отношения к реальным людям, героям
произведений, их поступкам, оценке событий, вербализации своих ощущений,
настроений (Что бы вы сказали …, если бы находились рядом с …? Как вы
считаете, кто был прав / не прав и почему? Вам понравилось, как художникиллюстратор изобразил добрый поступок человека и почему?);
 побуждение к сравнению разных способов передачи одного и того же
содержания или настроения, например, отражение гуманного отношения
человека в живописи В. Серова и И. Репина;
 побуждение к идентификации, требующее постановки себя на место другого
человека, героя произведения; погружение в переживание путем обращения к
собственному жизненному опыту (Как бы вы поступили на месте девочки? Какие
действия предприняли, если бы оказались рядом с героем сказки? Что бы вы
сделали если бы попали в такую жизненную ситуацию?);
 варианты развития событий и поступков действующих лиц, возможных
мыслей человека, персонажа произведения через побуждение к фантазированию,
рассуждениям, поисковым действиям (Как вы считаете, что могло произойти с …
в дальнейшем? Как должны развернуться события, изображенные художникомиллюстратором в книге? О чем мог подумать мальчик еще? Чем можно помочь?
Как поступить? А давай вместе…);
 побуждение к совершению поступков на основе собственного ценностного
выбора. Как бы ты поступил? Чем бы ты помог? Что следует сделать?


3 этап. Проживание ценностных
ситуаций и тренировка в ценностном
поведении
Способы и средства проживания ценностных ситуаций, и
тренировка:
 участие
в драматизациях, постановке театральных спектаклей,
исполнение ценностно-окрашенных ролей;
 творческая деятельность (творческие задания, в т.ч. связанные со сферой
воображения: «Построй…», «Проиллюстрируй…», «А если бы…»,
«Сочини…», «Придумай…» и т. п.): нахождение ценностных сюжетов для
рисунка, фотографии, иллюстрирования, лепки, конструирования, коллажа,
поисковым действиям и т. п.;
 сюжетно-ролевые игры, в том числе по прочитанному произведению
литературы, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на
себя ответственности за них;
 опыт принятия других (в том числе, с учетом этнокультурных
особенностей); забота о других, о тех, кто болеет (в т. ч. живых объектов);
«сорадование» за тех, кто выиграл (победил), у кого день рождения и т. п.
 пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование;
 встречи с артистами, художниками, местными детскими писателями,
музыкантами, композиторами (погружение в атмосферу творчества), со
знаменитыми
людьми
ближайшего
социокультурного
окружения,


4 этап. Осуществление ценностных
выборов и поступков в реальных ситуациях
установление ассоциативных связей с личным
опытом детей, требующих сравнения, сопоставления
поступков, поиска аналогий и обобщений (Вспомните,
приходилось ли вам переживать подобные ситуации?
Что вы чувствовали в такие моменты? Что означает
слово «забота? Чем ты можешь помочь?);


проговаривание,
какие
эмоции
испытали,
пригодится ли в жизни полученный «урок»;


принятие ценности, реализация ценностных
ориентаций в деятельности, общении, поведении.


4 этап. Осуществление ценностных
выборов и поступков в реальных ситуациях
Способы и средства осуществления ценностных выборов и поступков в
реальных ситуациях:

установление и поддержание ценностных традиций в группе (в сравнении с
примерами социально одобряемых поступков, поступков героев литературных
произведений и др.) дошкольной образовательной организации;

нравственная оценка событий и поступков, разбор конфликтных ситуаций
(соотнесение с подобными ситуациями в литературных произведениях);

совместное планирование и проведение акций, имеющих ценностное
содержание;

использование ситуаций вхождения «новых» детей в детский коллектив и
наоборот, прощания с ребенком;

празднование ценностно-окрашенных праздников, позволяющих освоить
основы нравственной жизни («День спасибо», «День доброты», «День друзей»);

события-осмысления, формирующие чувство гражданской принадлежности
ребенка («День защитника Отечества», «День России»);

события-осмысления, приглашающие в мир искусства («День книги», «День
театра», «День П. П. Бажова», «Литературная гостиная»);

события-осмысления, раскрывающие детям мир важных профессий (Дни
воспитателя, врача, спасателя, художника, повара и т.п.);

проведение совместной рефлексии с детьми значимых событий и

Взрослый задействует
определенные методические
приемы, конструирует
определенные ситуации,
обучающие детей такой
непростой «работе души»
(осознанное методическое
оформление работы с
ценностями), в контексте
решения ценностных задач,
создания педагогически
выверенных ценностноориентированных ситуаций.

1. Чувства и
отношения

ЛИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА,
ЦЕННОСТИ

4. Поступки и
поведение

2. Знания и
представления
(мотивы)

3. Навык и
привычки

Характеристика педагогических
взаимодействий:
педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений
«ребенок-взрослый»;
оптимальность педагогического взаимодействия достигается не только
фактом достижения поставленной цели (ориентация на результат), но и
позитивной оценкой внутреннего состояния участников взаимодействия
(ориентация на процесс).
Особенности взаимодействия:
со-присутствие участников деятельности во времени и пространстве;
наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
разделение процесса деятельности между участниками;
согласованность индивидуальных операций;
получение единого конечного результата (продукта) совместной
деятельности;
возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.
Формы работы могут быть разнообразны:

ценностно-развивающие образовательные ситуации;

совместное
обсуждение
специально-созданных
и
спонтанно
возникающих социальных ситуаций;

разрешение этических дилем;

сюжетно-ролевые игры;

коммуникативные игры и др.
-

Общие критерии сформированности
компонентов ценностных ориентаций в
интегральном единстве и взаимодействии
Эмоционально-чувственный компонент выражается в
эмоциональной отзывчивости ребенка по отношению к
другим (сверстникам, взрослым); отношением ребенка к
поступкам (своим, других людей, героев, персонажей);
отношением
к
окружающему
миру
(социальному,
природному) и происходящим событиям, явлениям;
эмоциональной
отзывчивостью
к
произведениям
традиционной народной культуры и искусства.
Эмоционально-чувственный
компонент
(эмоции,
нравственно-эстетические
чувства)
отражается
в
насыщенности детской деятельности эмоциональными
реакциями,
познавательным
интересом
и
самостоятельностью, проявляется в сопричастности ребенка, в
наличии положительных эмоциональных проявлений к

Общие критерии сформированности
компонентов ценностных ориентаций в
интегральном единстве и взаимодействии
Деятельностный
(поведенческий,
регулятивный)
компонент
включает
социально-нравственную и
художественно-эстетическую мотивацию; устойчивые
(автоматизированные) умения, навыки, привычки
поведения; выполнение морально-этических норм в
повседневной жизни; творческую активность.
Деятельностный компонент (поведение, регуляция)
характеризуется отражением в деятельности ребенка
представлений об окружающем мире, обогащенных
новыми знаниями и личностным опытом, проявляется в
ценностном отношении ребенка к окружающему миру
(социальному, природному); готовность выбирать те или
иные стратегии поведения с точки зрения нравственной
целесообразности.

Общие критерии сформированности
компонентов ценностных ориентаций в
интегральном единстве и взаимодействии
Когнитивный компонент представляет собой: информированность
ребенка о ценностях (Семья», «Здоровье», «Труд и творчество»,
«Социальная солидарность»), понятиях (сочувствие – равнодушие,
добро – зло, хорошо – плохо, справедливость – несправедливость,
милосердие - равнодушие, доверие – недоверие (осторожность),
красота – безобразие, трудолюбие – лень, здоровье – болезнь,
полезно - неполезно и др.); широта представлений об этих понятиях
и их связей с окружающим миром (социальным, природным);
осмысленность этих понятий ребенком; устойчивость его интересов
к данным ценностям.
Когнитивный компонент (понятия, представления) харктеризуется наличием
представлений и отношений ребенка к себе, окружающим его людям
(взрослым, сверстникам); наличием представлений ребенка об окружающем
мире (социальном, природном); проявляется в осознаности, полноте
представлений о том, что окружающий мир является культурной ценностью
общества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.
Ответы в чате!!!
Определить:
1. Ценностную направленность игры
(ценность).
2. Цель игры.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации
Игра «Звериное пианино» (с 4-х лет)
Организационный момент: дети садятся на корточки в одну
линию. Они - клавиши пианино, которые звучат голосами разных
животных.


Взрослый раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки,
лягушки и т.п.). Далее взрослый-пианист то быстро, то медленно
дотрагивается до головок детей - «нажимает на клавиши».
Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих
животных. При повторном выполнении можно задание
усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка,
«клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается громко, если сильно давит - очень громко.


Игра «Звериное пианино»

Ценность «Социальная солидарность»

Игра направлена на развитие у детей умения
сотрудничать.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации
Ценность «Социальная солидарность»
Игра «Массаж чувствами» (с 4 – 5 лет)

Организационный момент: дети садятся «цепочкой» (в
затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину
сидящего впереди ребенка.


По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев
различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.п.




Заканчивается игра всегда на позитивной эмоции или чувстве.

Игра «Массаж чувствами»

Ценность «Социальная солидарность»

Игра направлена на содействие улучшению общения со
сверстниками.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации
Игра «Наши добрые дела».
Игра в повседневной жизни, не ограничивается временными
рамками.
Участие в игре могут принимать как 1 человек, так и целая
группа детей.
Атрибуты игры: сундучок (саквояж или копилка, коробка с
прорезью), красивые монетки, изготовленные из картона или
пластика (каждая монетка соответствует одному доброму делу).
 К концу дня ребенку предлагается бросить в копилку столько
жетончиков (монет), сколько добрых дел он сделал за день.
 Возможная ситуация: если ребенок затрудняется, можно
помочь ему отыскать хорошее даже в самых обыденных
поступках.

Игра «Наши добрые дела»
Ценность «Социальная солидарность»
Игра направлена на оказание помощи ребенку лучше
разобраться в морально-этической стороне жизни,
стимулирование его на нравственные поступки.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации
Игра «Палочка-выручалочка» (с 5-6-лет)
Атрибуты игры: красивая палочка-выручалочка

Организационный момент: детям предлагается встать в круг и по
очереди вспомнить какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Пример: «плохое настроение», «болит зуб», «кто-то обижен», «не
купили новую игрушку».

У взрослого в руках красивая палочка-выручалочка. Когда один из детей
расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка,
помогай! Друга из беды выручай!».

Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и
педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается
палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Возможная ситуация: если никто из детей не знает, как помочь своим
друзьям, взрослый сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или
иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Палочка-выручалочка»

• Ценность «Социальная солидарность»

Игра направлена на воспитание в детях чувство
взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации
Творческая игра «Живое» дерево» (с 6 лет)
Организационный момент: игровая творческая ситуация
организуется в конце дня (возможна в ходе «Самоцветного круга».


- Перед нами дерево, но оно совсем без листочков. Давайте
сделаем это дерево живым, а для этого внимательно посмотрим
друг на друга и напишем на листиках, чем вы хотели бы
поделиться со своим другом! Это может быть «здоровье»,
«добро», «любовь», «взаимопонимание».
- Посмотрите какое замечательное дерево получилось! На этой
чудесной ноте можно закончить наш день. Я желаю вам удачи в
написании именно вашей «мелодии добра, любви и
взаимопонимания».

Творческая игра «Живое» дерево»
Ценность «Ценность «Труд и творчество!»

Игра направлена на стимулировании потребности
ребенка к творчеству, морально-нравственному
поступку.

Игровые ценностно-ориентированные
образовательные ситуации

Творческое игровое упражнение «Мое красивое имя» (с 6 лет)
Материалы: фломастеры, карандаши, краски, лист бумаги.
Время проведения: 10–30 мин.
 Взрослый предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги
ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет
взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и
обводит имя пальцем.
 Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить
свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Творческое игровое упражнение
«Мое красивое имя»
Ценность «Семья»

Игровое упражнение направлено на повышение уровня
самопринятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2.
• Предложите 4 игры, ориентированные на ценности
«Семья», «Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная
солидарность»
Ценность
Название игры
Возрастная
категория детей

…
Цель игры

Организационный Содержание игры
момент игры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».