Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство
ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье,
дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств
через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально –
воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно –
нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый
комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно
образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей
улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей представлена следующим образом:
Семья
Детский
сад
Страна, ее столица,
символика
Родная
улица, район
Родной город,
родной посёлок
Права и обязанности
(Конституция)
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней,
старшей и подготовительной группах детского сада.
Базой нравственно - патриотического воспитания является,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
нравственное,
Ожидаемые результаты
Дети средней группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса,
умение составлять короткий рассказ о семьи;
из раздела родная природа: знать названия времен года, диких животных, умение
рассказывать о характерных признаков зверей, птиц, умение называть зимние забавы;
из раздела родной город: название родного города, умение узнавать
достопримечательности города, знать виды городского транспорта;
из раздела родная страна: знание название нашей страны, знание государственных
символов;
из раздела родная культура: знание праздников и русских народных праздников,
знание предметов декоративно-прикладного искусства.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется.
Детей старшей группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса,
умение рассказывать о семейных традициях и короткий рассказ о семье;
из раздела родной город: знать название родного города, домашний адрес, профессии
родителей, знание сотрудников детского сада, название достопримечательностей
города, виды городского транспорта;
из раздела родная природа: название времен года, название диких животных, знание
зимующих и перелетных птиц, название растительности;
из раздела родная страна: знание название нашей страны, знать государственные
символы России и умение узнавать их среди других;
из раздела родная культура: знание народных праздников и их названия, знание
русских народных праздников, знание русских народных пословиц и поговорок о
Родине, знание предметно – декоративного искусства.
Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес,
умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
из раздела родная природа из раздела родная природа: название растений, животных и
птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников,
Красной книги РФ;
из раздела родной город: знание название родного города, символы города их значение, знание
народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание
образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и
рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных
символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и
обязанностей гражданина РФ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/подготовительная группа/
МЕСЯЦ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
НАЗВАНИЕ
Моя семья
Я люблю свой детский сад и район где я живу
Малая родина. За что мы любим свой город.
История возникновения герба родного города
Флора и фауна родного края
Знаменитые земляки
Мир вокруг нас
Разноцветные люди
Наша страна – Россия
Как жили славяне
Богатыри земли русской
Русские народные промыслы
Климатические зоны России
Жизнь людей на Севере
По Новогодней карте
По Новогодней карте
Русский лес – чудесный лес
Что такое заповедник?
Голубые реки России
Какие народы живут в России
Государственные символы России – флаг, гимн
Государственный символ России – герб
День защитников Отечества
Моя мама
Масленица
Главный город нашей страны
История Московского Кремля
Города России
Наши космонавты
Знаменитые россияне
Знаменитые спортсмены России
День Победы
Что значит быть гражданином? Права и обязанности
гражданина РФ.
3. Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/старшая группа/
МЕСЯЦ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
НАЗВАНИЕ
1. Моя семья
2-3. Моя родословная
4. Мое имя
1. Мой любимый детский сад
2. Кто заботится о нас
3. Маленький город – детский сад
4. Экскурсия по детскому саду
1. Мой любимый город
2. Моя улица
3. Городские здания
4. Транспорт нашего города
1. Викторина «Знаешь ли ты свой город»
2. Растительный и животный мир родного края
3. Новый год у ворот
4. Новогодний праздник
1. Мы – россияне
2. Россия – наша Родина
3. Государственные символы России: герб, гимн, флаг
1-2. Москва – главный город нашей Родины
3-4. Наши Защитники (ко Дню Защитника Отечества)
1-2. Мама – первое слово
3-4. «Жаворонки»
1-2. Наши космонавты
3. О творчестве А. С. Пушкина
4. Город – герой Москва
1. Этот День Победы
2. Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»
3-4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/средняя группа/
МЕСЯЦ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
НАЗВАНИЕ
1. Детский сад
2. Труд взрослых в детском саду
3. Наша группа
4. Помощник воспитателя
1. Мой дом
2. Моя квартира
3. Один дома
4. Моя семья
1. Мой родной город
2. Город. Село.
3. Труд взрослых в родном городе
4. Транспорт родного города
1. Районы моего города
2. Улицы родного города
3. Моя улица
4. Новогодний праздник
1. Русский национальный костюм
2. Русская матрешка
3. Дымковские игрушки
1. Наша Родина – Россия
2. Наша армия родная
3. День Защитника Отечества
1. Праздник 8 Марта
2. Семья и Дом
3. Магазины
4. Я узнаю себя
1. Государственные символы России – флаг
2. День Космонавтики
3. Государственные символы России – герб
4. Государственные символы России – гимн
1. День Победы
2. Памятники защитникам Родины в нашем городе
3 – 4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по
программе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.
С.
Голицына
«Ознакомление
дошкольников
с
социальной
действительностью»
2. Р. А. Жукова «Правовое воспитание» /старшая и подготовительная группы/.
Разработки занятий.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданскопатриотическое воспитание дошкольников /средняя, старшая, подготовительная
группа/.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я… и я имею право!...»
5. Т. В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма»
/подготовительная группа/
6. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое
пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
7. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ/.
8. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
/методическое пособие/
9. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в
ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
10. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
11. В. А. Степанов «Стихи о России».
12. Л. Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина».
13. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
14. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен
до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья:
«Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга
пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
Перспективное планирование в подготовительной группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить знание детей о
своей семье, своих
близких; о семейных
праздниках, традициях
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Разгадывание ребуса «7Я»;
работа над понятием
«семья». Обсуждение
Моя семья
рассказа В. Драгунского
«На садовой большое
движение». Беседы с
детьми об их домашних
обязанностях, семейных
традициях и праздниках.
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Лепка «Посуда для моей
семьи»
Рисование «Моя семья»
Изготовление панно «Моя
семья». (Я – в середине, а
по лучам члены семьи)
Расширять представление Беседа о профессиях
детей о детском саде; о людей, работающих в
Я люблю свой
районе
детском саду; рассказы об
детский сад и
исторических местах
район где я живу
района и его знаменитых
людях (в честь кого
названы улицы).
Рассматривание
фотографий. Экскурсия
детей вместе с родителями
по району. Составление
схемы «Я иду в свой
детский сад» (дорога из
дома в детский сад)
Уточнить представления
Экскурсия по родному
городу (с родителями);
Малая родина. За детей о родном городе.
Формировать понимание
рассматривание
что мы любим
выражения «Малая
иллюстраций, открыток,
свой город.
родина». Воспитывать
фотографий с видами
гражданскородного города.
патриотические чувства.
Фотовыставка «Я в родном
Закрепить знания детей о
городе»
достопримечательностях
Д/и «Что в родном городе
родного города.
есть»
Формировать гражданско- Рисование «Любимый
4-я
неделя
История
возникновения
герба родного
города
патриотические чувства.
Закрепить и обобщить
знания детей о символе
родного города – гербе.
Формировать
уважительное отношение
к гербу, познакомить
детей с символическим
значением герба.
Воспитывать гражданскопатриотические чувства.
город»
Беседы о том, где
можно увидеть герб
города,
рассматривание
иллюстраций герба
родного города.
ОКТЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
4-я
ТЕМА НЕДЕЛИ
Флора и фауна
родного края
Знаменитые
земляки
Мир вокруг нас
Разноцветные
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить представления
детей о животном и
растительном мире
родного края.
Познакомить детей со
знаменитыми земляками,
людьми, которые своим
трудом способствуют
процветанию города.
Воспитывать уважение к
их труду и подвигам,
желание быть на них
похожими.
Формировать у детей
представление о мире,
разных странах мира,
России, себе, как о
полноправных гражданах
России. Воспитывать в
детях гражданскопатриотические чувства.
Воспитывать
уважительное,
дружелюбное отношение
детей к людям разных
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Беседы о животных и
растениях родного края,
рассматривание
иллюстраций,
целевые
прогулки.
Экскурсия
(вместе с родителями в
краеведческий музей г.
Ногинск).
Беседы
о
знаменитых
земляках.
Рисование:
«Моя
профессия»
Занятия, беседы о разных
странах и их жителях.
Чтение
стихов,
сказок
авторов
разных стран,
знакомство с глобусом.
Д/и «Иностранец», «Кто в
какой стране живет»
П/и детей разных стран.
Занятия, беседы о детях
разных национальностей,
чтение
стихотворений,
литературных
неделя
люди
национальностей.
Развивать
коммуникативные
способности, продолжать
формировать у детей
представление о мире и
разных странах, о детях,
населяющих эти страны,
об их общности и
различиях. Доказать
сходство всех детей в мире
независимо от их
национальности.
произведений.
Рисование: «Разноцветные
дети»
Д/и «Иностранец», «Наша
планета»
П/и детей разных стран
НОЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Наша страна Россия
2-я
неделя
Как жили
славяне
3-я
неделя
Богатыри земли
русской
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Формировать в
воображении детей образ
Родины, представление о
России как о родной
стране, воспитывать
чувство любви к своей
Родине, закрепить
название родной страны
«Россия».
Познакомить детей с
историей возникновения
Руси, с жизнью наших
предков, с условиями их
быта и культурой.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о Родине,
чтение
стихотворений,
пословиц и поговорок;
рассматривание
иллюстраций с разными
климатическими
зонами
России. Беседа о березке –
символе России.
Занятия,
беседы
об
историческом
прошлом
России, чтение русских
былин;
пословицы
и
поговорки
о
Родине.
Знакомство
с
русским
народным костюмом, с
предметами
русского
народного быта.
Обобщить знания детей об Занятия, беседы о русских
истории возникновения
богатырях, чтение былин и
Руси, познакомить с
легенд, русские народные
русскими былинными
подвижные
игры.
богатырями, с тем как
Рассматривание
картины
наши предки защищали
Васнецова «Три богатыря».
свою Родину.
Воспитывать чувство
восхищения подвигами
русских богатырей.
Закрепить и обобщить
Занятия, беседы о русских
4-я
неделя
Русские
народные
промыслы
знания детей о русских
народных промыслах,
средствами эстетического
воспитания формировать
чувство восхищения
творениями народных
мастеров.
народных
промыслах,
русские
народные
подвижные игры, игры с
дымковскими,
богородскими,
филимоновскими,
калининскими,
каргопольскими
игрушками.
Лепка,
декоративное
рисование
предметов
народных
промыслов.
Рассматривание образцов
хохломы, гжели и т.д.
ДЕКАБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я, 4-я
недели
ТЕМА НЕДЕЛИ
Климатические
зоны России
Жизнь людей на
Севере
По Новогодней
карте
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Обобщить знания детей о
климатических
зонах
Российской
Федерации.
Воспитывать
чувство
гордости за необъятные
просторы нашей Родины.
Побуждать
детей
восхищаться
красотой
родной природы.
Познакомить
детей
с
особенностями
жизни
людей на Севере: с
природными условиями,
погодой, животным и
растительным
миром,
занятиями
коренных
жителей.
Формировать
чувство уважения к жизни
и труду людей в тяжелых
климатических условиях.
Рассказать детям о том,
что наши предки умели и
любили веселиться,
напомнить, что обычно
праздник начинается
торжественно, потом под
музыку водят хороводы,
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, знакомство с
географической картой
России.
Д/и «Узнай по описанию»,
«Чьи припасы», «У кого
какой домик», «Чей хвост,
чья голова».
Занятие, беседы о жизни
северных народов;
рассматривание
иллюстраций, чтение
стихотворений,
художественной
литературы.
Беседа о праздниках.
Рассказ воспитателя о
встрече Нового года и
воображаемое путешествие
по карте.
Беседа о новогодних
символах.
поют песни, пляшут,
затевают игры.
Рассказ о новогодних
обычаях.
Сооружение построек из
снега.
Акция «Поможем птицам
зимой».
Оформление группы к
празднику. Новогодний
утренник.
Рисование: «Праздник елки
в детском саду», «Письмо
Деду Морозу».
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить
и
систематизировать знания
детей о растительном и
животном мире русского
леса. Побуждать детей
восхищаться
красотой
родной
природы.
Воспитывать
патриотические чувства.
Познакомить
детей
с
назначением природных
заповедников, «Красной
книгой»;
воспитывать
бережное отношение к
природе, патриотические
чувства.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Русский лес –
чудесный лес
2-я
неделя
Что такое
заповедник?
3-я
неделя
ФЕВРАЛЬ
Голубые реки
России
Познакомить
детей
с
названиями крупных рек
России: Волга, Лена, Обь,
Енисей, Ангара, озеро
Байкал.
Формировать
понимание
значимости
воды для жизни всего
живого. Побуждать детей
бережно относиться к
природным
богатствам
России.
Занятие, беседы о жизни
животных в лесу,
рассматривание
иллюстраций.
Д/и «С какого дерева
листок», «Узнай по
описанию», «Чьи
припасы», «У кого какой
домик», «Зеленая аптека».
Занятие, беседы о
заповедниках России,
рассматривание
иллюстраций с
изображением редких
животных.
Рисование: «Красная книга
России»
Занятие, беседы о реках
России, озере Байкал,
рассматривание
иллюстраций.
Чтение стихотворений,
рассказов о жизни людей
на реке, о жизни речных
обитателей.
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить
детей
с
разными
народами,
населяющими
РФ.
Какие народы
живут в России Воспитывать
уважительное,
доброжелательное
отношение
к
многонациональной
культуре нашей Родины.
Закрепить и обобщить
знания детей о народах,
населяющих
Россию:
русских, татарах, чувашах,
чукчах,
мордве.
Побуждать
детей
уважительно относиться к
культуре разных народов,
любоваться
образцами
народно-прикладного
творчества.
Закрепить знания детей о
государственных символах
гимне,
флаге.
Государственные РФ:
символы России Формировать
уважительное отношение
– флаг, гимн
к
государственным
символам,
понимание
того, что государственные
символы
призваны
объединять
людей,
живущих в одной стране.
Закрепить и обобщить
детей
о
Государственный знания
символ России - символическом значении
герба. Показать тесную
герб
связь
современной
государственной
символики с фольклором и
народным
декоративно-
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, беседы о
многонациональной
России, рассматривание
иллюстраций. Чтение
стихотворений,
художественной
литературы.
П/и разных народов РФ.
Занятие, беседы о
государственных символах
России, рассматривание
изображений
государственных символов,
прослушивание гимна,
наблюдение в ходе
прогулок (с родителями),
на каких зданиях можно
увидеть государственные
символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление
флага РФ.
Рисование флага РФ.
Занятие, беседы о
символическом значении
герба РФ, рассматривание
изображений
государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»
4-я
неделя
прикладным искусством.
Формировать чувство
День защитников уважения к Вооруженным
силам России, к подвигу
Отечества
наших соотечественников
по защите Родины.
Праздник «День
защитников Отечества»;
изготовление подарков для
пап и дедушек,
рассматривание
иллюстраций с
изображением разных
родов войск: сухопутных,
военно-морских,
воздушных.
Д/и по выбору воспитателя.
МАРТ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Моя мама
Масленица
Главный город
нашей страны
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать добрые,
нежные чувства к своим
мамам, познакомить детей
с женщинами, в разные
годы прославившими
нашу страну в области
искусства, науки, спорта,
космонавтики.
Средствами эстетического
воспитания познакомить
детей с народными
традициями встречи
весны, с празднованием
Масленицы. Познакомить
детей с образцами
русского народного
поэтического фольклора.
Уточнить знания детей о
столице РФ. Формировать
представление о Москве
как о главном городе
России. Познакомить
детей с историческими и
современными
достопримечательностями
столицы России.
Побуждать детей
восхищаться ее красотой.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Утренник «Мамин день»;
рассматривание
фотографий знаменитых
россиянок, изготовление
подарков для мам и
бабушек.
Фотовыставка «Моя мама»
Рисование: «Мама дома»,
«Мама на работе»,
«Портрет мамы»
Занятие – развлечение,
беседы о масленичной
неделе, символическом
значении блинов, чучела
Масленицы.
Рисование: «Встреча
весны»
Спортивные состязания.
Занятие, рассматривание
иллюстраций, открыток с
достопримечательностями
Москвы.
Фотовыставка «Главный
город», выставка детских
рисунков.
4-я
неделя
История
Московского
Кремля
Воспитывать гражданскопатриотические чувства.
Познакомить детей с
историческим прошлым
Москвы, с тем, как
строилась Москва, кто ее
основал, чем занимались
ее жители. Подчеркнуть
историческую значимость
древнего русского города
для России. Воспитывать
патриотические чувства.
Побуждать детей
восхищаться красотой
Кремля.
Занятие, рассматривание
иллюстраций про древнюю
Москву.
Чтение литературных
произведений,
рассматривание
изображений древнего и
современного Кремля.
Рисование на тему:
«Древняя Москва»
Выставка детских рисунков
на тему: «Московский
Кремль»
АПРЕЛЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Города России
Наши
космонавты
Знаменитые
россияне
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с
такими городами РФ, как
Санкт-Петербург,
Новгород, Новосибирск и
т.д. Формировать
представление о том, что
Россия – огромная страна.
Воспитывать чувство
гордости за свою родную
страну.
Дать детям представление
о строении Солнечной
системы, звездах,
планетах, о полете
человека в космос.
Познакомить детей со
знаменитыми россиянами,
своими делами и
подвигами,
прославившими страну.
Сформировать понимание
значимости их
деятельности для страны.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, рассматривание
иллюстраций с видами
городов.
Чтение литературных
произведений о городах
России.
Беседа на тему: «Человек
на Луне» (рассказы о
космонавтах).
Наблюдения: Восход и
заход Солнца. Смена дня и
ночи. Ночное небо: звезды
(с родителями). Луна, какая
она (с родителями).
Рисование: «Ночное небо»,
«Земля
наш
дом»,
«Ракета».
Занятие, беседы о
знаменитых россиянах,
рассматривание
фотографий знаменитых
соотечественников,
прослушивание
литературных
произведений, стихов.
4-я
неделя
Знаменитые
спортсмены
России
Познакомить детей со
знаменитыми российскими
спортсменами в разных
видах спорта.
Формировать
уважительное отношение
к их спортивным
достижениям.
Подчеркнуть, что такие
люди – «настоящие
граждане своей страны».
Объяснить, что значит
слово «патриот».
Занятие, беседы о
российском спорте,
рассматривание
иллюстраций.
Подвижные спортивные
игры на улице.
МАЙ
ДАТА
1-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
День Победы
2-я,
3-я
недели
Что значит быть
гражданином?
Права и
обязанности
гражданина РФ.
4-я
неделя
Мы – патриоты.
Итоговая
диагностика по
программе.
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Обобщить
и
систематизировать знания
детей о подвиге наших
соотечественников в годы
Великой
Отечественной
войны.
Воспитывать
патриотические чувства.
Уточнить представления
детей о России как о
родной
стране.
Воспитывать гражданскопатриотические чувства,
уважение
к
государственным
символам
России.
Объяснить
понятия
«гражданство»,
«гражданин».
Обобщить
и
систематизировать знания
детей
по
программе.
Формировать
уважительное отношение
к
родной
стране.
Воспитывать гражданскопатриотические чувства.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Экскурсия
к
Вечному
огню, возложение цветов,
беседы о подвигах людей
во время ВОВ.
Рисование: «День Победы»
Занятие, беседы о правах и
обязанностях гражданина
РФ,
знакомство
с
Конституцией России.
Д/и «Узнай наш герб
(флаг)»
Итоговое
занятие
–
викторина,
чтение
литературных
произведений о Родине.
Фотовыставки,
выставки
детских рисунков.
Дидактические игры.
Перспективное планирование в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Моя семья
2-я, 3-я
недели
Моя родословная
4-я
неделя
Мое имя
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Закреплять знания у детей
о самих себе, о своей
семье, воспитывать
ласковое и чуткое
отношение к самым
близким людям,
потребность радовать
своих близких добрыми
делами.
Углублять знания о своей
семье, родословной.
Поощрять к рассказам о
семейных событиях,
традициях, праздниках,
обращать внимание на
необходимость участия в
них самих детей.
Закреплять знания детей о
том, что обозначают их
имена, имена их родителей,
объяснить понятия «имя»,
«отчество», «фамилия».
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы с
детьми на тему: «Где мы
отдыхали летом»,
рассматривание
фотографий,
организация
фотовыставки;
составление рассказов
по картинам из серии
«Моя семья»; работа над
понятием «родня».
Чтение Я. Акима «Моя
родня», «Кто кому что»;
Р. Газматов «Мой
дедушка»; И. Рыбкина
«Про папу»; В.
Драгунский «Сестра моя
Ксения» (отрывок).
Составление
генеалогического дерева
семьи.
Сюжетно-ролевая игра
«Семья».
Рисование: «Моя семья»,
«Моя мама», «Это я».
ОКТЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой любимый
детский сад
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Расширить представление
детей о д/с; закреплять
знания о времени
пребывания ребят в д/с, о
том чем занимаются дети;
люди каких профессий
работают в д/с;
воспитывать бережное
отношение к д/с;
формировать дружеские
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы с
детьми; изготовление
поделок из природного и
бросового материала в
подарок детям младшей
группы; пение песен и
чтение стихотворений о
детском саде, о детях.
Развивающие игры: «Все
2-я
неделя
3-я
неделя
4-я
неделя
взаимоотношения,
уважение к старшим.
Кто заботится о Расширять знания детей о
труде сотрудников д/с
нас?
(медсестра, воспитатель,
работник прачечной,
повара, методист,
заведующая); закрепить
знания о том, в чем
заключается их работа,
отметить важность их
труда; воспитывать
уважение к сотрудникам
д/с, желание им помочь,
доставить радость.
Маленький город Рассказать, что в городе
много разных зданий,
– детский сад
детских садов. В д/с очень
уютно, красиво. Садик –
как маленький город, там
есть участки, где дети
играют, маленький
стадион, где дети
занимаются спортом, есть
цветники; дети берегут и
любят свой маленький
город – детский сад.
Расширять представления
Экскурсия по
детей о д/с; отметить как
детскому саду
там красиво и аккуратно;
формировать бережное
отношение к д/с;
познакомить с детьми
младшего возраста; учить
бережно относиться к
малышам; расширять
представления детей о
территории д/с; учить
поддерживать чистоту и
порядок; воспитывать
желание помогать
взрослым ухаживать за
растениями (пропалывать
цветники, поливать,
рыхлить почву); рассказать
детям почему группы в д/с
называются по-разному
работы хороши», «Что
когда происходит?»
(режим дня), «Угадай
что изменилось».
Лепка: «Посуда для
кукол», «Праздничный
стол».
Аппликация: «Машинки,
в которые мы играем»,
«Украсим нашу группу»
(панно), «Веселые
куклы».
Рисование: «Мой
любимый детский сад»,
«Мои друзья».
Сюжетно-ролевые игры:
«Детский сад», «Семья».
(младшая, средняя,
старшая, подготовительная
и др.); расширять
представления детей о
разных помещениях в д/с, о
том, что делают дети, когда
туда приходят.
НОЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить знания детей о
достопримечательностях
Мой любимый
родного города; рассказать
город
о том, что такое герб, гимн,
флаг; объяснить символику
города.
Рассказать о
происхождении названий
улиц. Формировать у детей
Моя улица
интерес к своей малой
родине, улицам, жилым
домам, закрепить знание
домашнего адреса, учить
детей правилам
безопасного перехода через
дорогу, обогащать словарь
детей словами: газон,
тротуары, пешеходный
переход, пешеходы,
проезжая часть.
Воспитывать в детях
дружелюбное отношение
друг к другу, желание
играть вместе, общаться,
дружить, развивать
коммуникативные навыки.
Познакомить детей с
Городские здания разными видами городских
зданий, их назначением,
объяснить, что дома
бывают жилые и нежилые,
пополнять словарь: школа,
библиотека,
парикмахерская, аптека,
больница, банк, магазин;
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о
родном городе, родной
улице; беседы о
городской архитектуре,
о городских зданиях; о
видах транспорта в
нашем городе.
Рассматривание
иллюстраций и
фотографий,
рассматривание
открыток с видами
города.
Пословицы и поговорки
о дружбе и о доме;
чтение стихотворений и
загадок о ПДД.
Дидактические игры:
«Жилое – нежилое», «Из
чего построен дом»,
«Мой этаж», «Мой
домашний адрес», «Я
начну, а ты продолжи»
(правила поведения в
городе), «Кто больше
назовет» (правила
дорожного движения в
городе)
Рисование: «Моя родная
улица», «Мой дом»,
«Мое любимое место в
городе», «Машины на
нашей улице».
Составление схемы с
родителями «Моя дорога
4-я
неделя
Транспорт
нашего города
познакомить детей с
сооружениями культуры и
досуга, их назначением.
Обобщить и
систематизировать
представления детей о
способах и особенностях
передвижения человека;
уточнить и расширить
представления о правилах
поведения в транспорте.
в детский сад».
Аппликация: «Кто
самый быстрый?».
Найти в журналах, на
открытках или
нарисовать несколько
видов транспорта,
располагая их в
зависимости от
движения: от самого
медленного к самому
быстрому (домашнее
задание).
Конструирование:
«Подъемный кран»,
«Тележка».
Сюжетно-ролевые игры
на дорожной разметке на
участке детского сада.
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить знания детей о
родном городе, его
достопримечательностях,
транспорте.
Расширять представления
детей о природе и
животном мире родного
края. Воспитывать
патриотические чувства,
побуждать детей
восхищаться красотой
родной природы,
формировать основы
экологического
мировоззрения.
Формировать
первоначальные
представления об обычаях
и традициях разных
народов, познакомить с
новогодними традициями
России и других стран;
формировать гражданско-
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ДЕКАБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Викторина
«Знаешь ли ты
свой город»
2-я
неделя
Растительный и
животный мир
родного края.
3-я
неделя
Новый год у
ворот
Занятия, беседы о
растениях и животных
родного края,
рассматривание
фотографий, открыток с
видами родной природы;
беседы о животных
родного края,
рассматривание
иллюстраций с
изображением
животных, птиц,
насекомых.
Беседы о людях разных
национальностей,
рассматривание
иллюстраций.
Утренник для детей и
родителей «Здравствуй,
здравствуй, Новый год!»
Загадки про растения,
деревья, решение
экологических задачек;
4-я
неделя
Новогодний
праздник
патриотические чувства.
Пополнять словарь
названиями стран: Япония,
Болгария, Германия и др.
Средствами эстетического
воспитания побуждать
детей радоваться
новогодним праздникам,
восхищаться нарядной
елкой, воспитывать
желание дарить подарки
своим близким.
загадки про животных.
Чтение стихотворений
про Новый год, о зиме,
прослушивание
фольклорных песен по
теме.
Изготовление атрибутов
для украшения группы,
новогодних игрушек,
подарков для родных.
Дидактические игры:
«Какие растут деревья»,
«Какие бывают
кустарники», «С какого
дерева листок», «Зеленая
аптека», «У кого какой
домик», «Узнай по
описанию».
Рисование: «Новогодний
подарок», «Новогоднее
представление»,
составление письма
Деду Морозу (рисунок).
Аппликация: «Елка»,
«Фонарик».
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Сформировать в
воображении детей образ
Родины; формировать у
детей представление о
России как о родной
стране, чувство любви к
своей Родине, закрепить
название родной страны
«Россия».
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ЯНВАРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мы - россияне
Россия – наша
Родина
Расширять знания детей о
Родине, вызвать интерес к
прошлому, настоящему и
будущему России.
Познакомить детей с
понятием большая и малая
Родина.
Занятия, чтение
стихотворений о Родине;
пословицы и поговорки
о Родине,
рассматривание
иллюстраций с разными
климатическими зонами
России; рассматривание
репродукций картин о
родной природе;
рассматривание
иллюстраций, открыток
с видами разных городов
России; рассматривание
изображений
государственного герба
и флага РФ.
Государственные
символы России:
герб, гимн, флаг.
3-я
неделя
Закрепить и обобщить
знания детей о
государственных символах
России – гербе, гимне,
флаге; сформировать
уважительное отношение к
государственным
символам, познакомить
детей с символическим
значением герба РФ,
цветов флага.
Чтение стихотворения
М. Матусовского «С
чего начинается
Родина?»
Д/и «Узнай наш герб»,
«Узнай наш флаг».
Аппликация: «Наш
флаг»
Рисование: «Моя
Родина», «Российский
флаг».
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
1-я, 2-я
недели
3-я, 4-я
недели
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с
главным городом России –
Москва –
Москвой. Формировать
главный город
представление о Москве
нашей Родины.
как о столице нашей
Родины, самом большом и
красивом городе, в котором
работают правительство
РФ. Побуждать детей
восхищаться красотой
Москвы, интересоваться ее
историческим прошлым,
современными
достижениями.
Воспитывать
патриотические чувства.
Наши защитники Формировать чувство
уважения к защитникам
(ко Дню
Родины, развивать
Защитника
патриотические чувства.
Отечества)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, рассматривание
открыток с видами
Москвы, рассматривание
Красной Площади,
Кремля, прослушивание
стихов, литературных
произведений о Москве,
рассказы детей,
побывавших в Москве.
Разучивание песен,
стихов, инсценировок к
Дню Защитника
Отечества, чтение
художественной
литературы.
Сюжетно-ролевая игра
«Пароход по Москве –
реке».
Изготовление подарков
для пап и дедушек.
Д/и «Кто такие военные»
МАРТ
ДАТА
1-я, 2-я
недели
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мама – первое
слово
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Средствами эстетического
воспитания формировать в
сознании детей образ
мамы, как самого дорогого
человека. Побуждать детей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседа о мамах,
составление рассказов на
тему: «За что я люблю
свою маму. Как я
помогаю ей».
3-я, 4-я
недели
«Жаворонки»
восхищаться красотой,
добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о
своей семье. Воспитывать
духовно-нравственные
чувства.
Средствами эстетического
воспитания побуждать
детей восхищаться
красотой русской природы
весной, познакомить с
фольклорными образцами
народного творчества:
песнями, танцами,
народными традициями
встречи весны.
Утренник для мам и
бабушек. Разучивание
стихотворений о маме,
инсценировок.
Изготовление подарков
для мам и бабушек,
атрибутов для
украшения
музыкального зала к
утреннику.
Рисование портрета
«Моя мама».
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Дать детям представление
о космосе, о людях,
которые летают в космос, о
первом человеке
космонавте.
Познакомить детей со
знаменитым
соотечественником – А. С.
Пушкиным. Побуждать
детей восхищаться его
творчеством. Воспитывать
интерес к его
произведениям.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия – развлечения
для детей и родителей.
Разучивание
фольклорных песен,
танцев.
Выставка детских
рисунков «В окно
повеяло весною».
АПРЕЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я, 2-я
недели
Наши
космонавты
3-я
неделя
О творчестве А.
С. Пушкина
Занятия, рассказ
воспитателя о космосе,
космонавтах; беседа о
том, что в космос летают
люди разных
национальностей. Они
дружны, поэтому у них
все получается.
Игра «Космонавты».
Рисование на данную
тему.
Д/и «Космос».
Занятие, рассматривание
4-я
неделя
Город – герой
Москва
Познакомить детей с
обороной Москвы в годы
Великой Отечественной
войны, формировать
понимание значимости
патриотического подвига
граждан всей страны по
защите главного города
страны от врагов.
репродукций, портретов
А. С. Пушкина,
прослушивание стихов,
сказок, рассматривание
иллюстраций к ним.
Рисование «Сказки
Пушкина».
Занятие, прослушивание
стихов, литературных
произведений о Москве
в годы Великой
Отечественной войны.
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Формировать чувство
уважения к защитникам
Родины, развивать
патриотические чувства.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
МАЙ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я, 4-я
недели
ТЕМА НЕДЕЛИ
Занятие «День Победы».
Разучивание стихов,
Этот День
песен, инсценировок.
Победы
Чтение художественной
литературы о подвиге
наших
соотечественников во
время Великой
Отечественной войны.
Обобщить и
Занятие – викторина,
чтение стихотворений,
Итоговое занятие систематизировать знания
литературных
– викторина «Что детей о России,
формировать уважительное произведений о Родине.
мы знаем о
отношение к
Чтение пословиц о
России»
государственным
Родине, загадки про
символам, закрепить
народные декоративноназвания крупных
прикладные промыслы.
российских городов и рек, Д/и «Узнай наш герб»,
названия народных
«Узнай наш флаг»,
промыслов. Знать имена
другие д/и по выбору
деятелей науки и
воспитателя.
искусства, воспитывать
любовь к Родине,
гражданскопатриотические чувства.
Обследование детей на
Итоговая
определение итоговых
диагностика
знаний по программе.
уровня знаний
детей по
программе
Перспективное планирование в средней группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Детский сад
2-я
неделя
Труд взрослых в
детском саду
3-я
неделя
Наша группа
4-я
неделя
Помощник
воспитателя
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать в детях
дружелюбное отношение
друг к другу, желание
играть вместе, общаться,
дружить, развивать
коммуникативные навыки.
Воспитывать уважительное,
дружелюбное отношение
детей друг к другу, к
сотрудникам д/с, развивать
коммуникативные
способности, желание
помогать взрослым,
закрепить знания
профессий сотрудников д/с.
Расширять знания детей о
помещении группы,
подводить к пониманию
того, что все в группе
сделано руками людей,
надо относиться ко всему
бережно.
Расширять знания детей о
труде помощника
воспитателя; воспитывать
бережное отношение к
чистоте и порядку в группе,
формировать желание
помогать взрослым.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о
д/саде, о дружбе, работе
взрослых в д/с.
Экскурсия по д/с,
наблюдения за трудом
сотрудников, беседы с
ними.
Пословицы и поговорки
о дружбе. Пословицы о
труде. Пословицы о
труде.
Лепка «Игрушки в д/с».
Аппликация «Красивая
посуда».
Рисование: «Мой друг»,
«Воспитатель», «Дети на
прогулке».
Подвижные и
развивающие игры:
«Давайте
познакомимся», «Назови
себя», «Что есть в нашей
группе», «Ищем клад»,
«Из чего сделаны наши
игрушки», «Друг –
дружок, узнай голосок».
Сюжетно-ролевая игра
«Детский сад», «Напои
куклу чаем».
ОКТЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой дом
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать в детях
гуманные чувства по
отношению к своему дому,
желание рассказать о нем
своим друзьям, закреплять
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о доме,
членах семьи, семейных
традициях,
семейных
праздниках, семейном
отдыхе.
2-я
неделя
3-я
неделя
Моя квартира
4-я
неделя
Моя семья
Один дома
понимание духовной
ценности домашнего очага
для каждого человека.
Познакомить с терминами
«квартира», «адрес»
Закреплять правила
поведения дома
Воспитывать в детях
добрые, нежные чувства к
членам своей семьи,
закреплять знания детей о
своем имени, именах своих
родных, коротко
рассказывать о своей семье;
привить потребность
радовать своих близких.
Составление рассказов
по картинам из серии
«Моя
семья»,
«Мы
отмечали
праздник»,
«Маленький
помощник», «У нас в
гостях бабушка», «Хочу
быть как папа», «Хочу
быть как мама».
Разучивание пословиц о
родном доме.
Чтение
сказок
«Теремок»,
«Три
поросенка», «Заюшкина
избушка», «Маша и
Медведь»,
«Волк
и
семеро козлят».
Развивающие игры: «А
кто такой», «Кому что
надо?» (о профессиях),
«Я люблю», «Какая моя
мама», «На кого я
похож»,
«Давайте
познакомимся», «У кого
какой дом», «Что у нас
дома».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«День
рождения
Мишки»,
«Путешествие, или мы
отдыхаем», «Создание
семейного уголка».
Рисование: «Мой дом»,
«Кошкин дом», «Чашки
для кукол», «Украсим
блюдечко».
Конструирование:
«Построй дом, который
тебе нравится».
Лепка:
«Ладушки,
ладушки,
испечем
оладушки», «Бусы и
колечки».
Аппликация:
«Домик
для собачки», «Цветы в
вазе», «Строим дом»
(коллективная работа)
НОЯБРЬ
ДАТА
1-я
неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить название родного
Мой родной город города, познакомить детей с
достопримечательностями
родного города.
Рассказать детям о городе,
селе, чем они отличаются;
Город. Село.
об особенностях городского
и сельского труда.
Познакомить детей с
Труд взрослых в названиями профессий и
содержанием труда
родном городе
взрослых жителей родного
города: учитель, врач,
кондитер, строитель,
милиционер; формировать
уважение к труду людей,
направленному на благо
родного города,
формировать первичное
понимание слова «Родина».
4-я
неделя
ДЕКАБРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ
Транспорт
родного города
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о
родном городе; беседы о
труде взрослых в
родном городе,
составление рассказов о
труде родителей; беседы
о городском транспорте.
Рассматривание
альбомов, фотографий,
открыток с видами
родного города;
рассматривание
картинок с
изображением
транспорта, загадки про
транспорт;
рассматривание
картинок с
изображением людей
разных профессий.
Пословицы, поговорки,
Закрепить названия разных стихи о Родине, загадки
о профессиях.
видов транспорта,
формировать представления Развивающие и
подвижные игры: «Кто
о ПДД, формировать
где живет», «Кому что
патриотические чувства,
нужно для работы»,
представление о том, что
«Машины на нашей
такое малая родина.
улице», «Светофор»,
«Цветные автомобили»,
«На чем едем, летим,
плывем».
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы едем, едем,
едем…», «Автобус».
Рисование: «Кем я хочу
стать», «Самолет»,
Корабль».
Конструирование:
«Построй гараж»
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Районы моего
города
2-я
неделя
Улицы родного
города
3-я
неделя
Моя улица
4-я
неделя
Новогодний
праздник
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Рассказать детям о районах
нашего города, чем они
отличаются, почему так
названы.
Познакомить детей с
названиями улиц нашего
города, дать представление
в честь кого и чего они так
названы.
Закрепить название улицы,
что на ней расположено,
что изменилось.
Побуждать детей
радоваться новогодним
праздникам, восхищаться
нарядной елкой,
воспитывать желание
дарить подарки своим
близким.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о
родном городе, о
празднично украшенных
улицах, о выдающихся
людях нашего города, в
честь которых названы
улицы.
Рассматривание
альбомов, фотографий,
открыток.
Утренник для детей и
родителей «Новый год у
ворот».
Изготовление атрибутов
для украшения группы,
новогодних игрушек,
подарков для родных.
Разучивание стихов,
песен, танцев.
Рисование: «Улица, на
которой я живу»,
«Транспорт на моей
улице», «Зимнее
дерево».
Аппликация:
«Новогодняя открытка»,
«Гирлянда»,
«Снеговик», «Дома»
Развивающие и
подвижные игры:
«Машины на нашей
улице», «Два мороза».
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Русский
национальный
костюм
2-я
неделя
Русская
матрешка
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с
женским и мужским
национальным костюмом
Воспитывать интерес к
народному быту и изделиям
декоративно-прикладного
искусства, фольклору
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание
иллюстраций
национальных
костюмов,
рассматривание
матрешки и дымковских
игрушек.
3-я
неделя
Дымковские
игрушки
России, познакомить детей
с русской матрешкой,
формировать представление
о матрешке как о самом
знаменитом русском
сувенире.
Закрепить интерес к
народному быту и изделиям
декоративно-прикладного
искусства, фольклору
России, познакомить детей
с дымковской игрушкой,
побуждать детей
восхищаться красками,
красотой дымковских
игрушек, развивать чувства
национальной гордости при
изучении народных
промыслов.
Загадки про дымковские
игрушки,
матрешку,
разучивание
стихотворений.
Рисование: «Матрешка»,
«Сарафан»,
«Козлик»
(раскрашивание
трафаретов)
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
Наша Родина –
Россия
2-я
неделя
Наша армия
родная
3-я
неделя
День Защитника
Отечества
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать в детях
любовь к своей Родине –
России, вызвать чувство
восхищения красотой ее
природы, талантом
русского народа; закрепить
название «Россия».
Познакомить детей с
разными родами войск
(пехота, морские,
воздушные, танковые
войска), боевой техникой;
воспитывать детей в духе
патриотизма, любви к
Родине.
Формировать чувство
уважения к защитникам
Родины, развивать
патриотические чувства.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание
иллюстраций с разными
климатическими зонами
России, рассматривание
картин «Защитники
Отечества».
Чтение стихотворений о
Родине, пословицы и
поговорки о Родине,
чтение художественной
литературы о подвиге
наших
соотечественников.
Развивающие и
подвижные игры: «Наша
планета – Земля», «Кто
такие военные», «Найди
картинку», «Самолеты»
МАРТ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я
неделя
Праздник 8
Марта
2-я
неделя
Семья и Дом.
3-я
неделя
Магазины
4-я
неделя
Я узнаю себя
СОДЕРЖАНИЕ
Формировать в сознании
детей образ мамы как
самого дорогого человека.
Побуждать детей
восхищаться красотой,
добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о
своей семье.
Предложить детям
рассказать, как они ходят в
магазин с мамой.
Познакомить детей с
магазинами нашего города;
с трудом работников
магазина (продавцов,
кассиров); воспитывать в
детях чувство уважения к
людям.
Развивать представления о
внешнем облике; знакомить
с частями тела (руки, ноги,
голова, шея, туловище);
частями лица (глаза, нос,
рот, щеки, уши, лоб);
рассказать о правилах
гигиены и ухода за
собственным телом и
лицом.
Занятия, беседа о
Международном
Женском Дне,
рассматривание
иллюстраций, картинок.
Чтение стихотворений о
маме, разучивание
песен, утренник для мам
и бабушек.
Чтение стихотворений и
загадки о частях тела.
Развивающие и
подвижные игры:
«Овощи», «Фрукты»,
«Чего не хватает».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья».
Аппликация: «Открытка
для мамы», «Букет
цветов».
Рисование: «Это я»,
«Моя семья».
Лепка: «Овощи»,
«Фрукты», «Матрешки»
АПРЕЛЬ
ДАТА
1-я
неделя
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить и обобщить
Государственные знания детей о
символы России - государственном символе
России – флаге,
флаг
познакомить с цветами
государственного флага РФ,
их символическим
значением, формировать
уважительное отношение к
флагу РФ, формировать
умение называть «Флаг
России», знать назначение
государственного флага.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание
иллюстраций
государственного флага
РФ, беседа на тему: «На
каких зданиях можно
увидеть флаг России»;
рассматривание картин
о космосе;
рассматривание ракеты,
беседы и чтение
стихотворений о Ю.
Гагарине;
рассматривание
2-я
неделя
День
Космонавтики
3-я
неделя
Государственные
символы России герб
4-я
неделя
Государственные
символы России гимн
Дать детям представление о
космосе, рассказать о
первом человеке,
полетевшем в космос.
Закрепить и обобщить
знания детей о
государственном символе
России – гербе,
сформировать
уважительное отношение к
гербу РФ, познакомить
детей с символическим
значением герба РФ,
показать тесную связь
современной
государственной символики
с фольклором и народным
декоративно-прикладным
искусством.
Познакомить детей с
государственным гимном,
воспитывать уважительное
отношение к гимну, как к
официальному
музыкальному символу;
формировать представления
о правилах поведения при
прослушивании
государственного гимна
РФ, объяснить в каких
случаях исполняется
государственный гимн РФ.
изображения
государственного герба
РФ, рассматривание
герба на монетах, на
документах;
прослушивание
государственного гимна
РФ.
Дидактические игры:
«Узнай наш флаг»,
«Узнай наш герб»
Аппликация: «Флаг
России», «Ракета»
Рисование: «Солнышко»
(коллективная работа)
МАЙ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
1-я
неделя
День Победы
2-я
неделя
Памятники
защитникам
Родины в нашем
городе
ПРОГРАММНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Рассказать детям о войне, о
победе русского народа над
фашистами. Формировать
чувство гордости за свой
народ, свою Родину.
Рассказать детям о
мемориалах нашего города.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы,
рассматривание
иллюстраций,
фотографий и картин о
войне; чтение
стихотворений и
рассказов о Дне Победы;
рассматривание
фотографий памятников
3-я, 4-я
недели
Итоговая
диагностика
уровня знаний
детей по
программе
Обследование детей на
определение итоговых
знаний по программе.
в нашем городе.
Экскурсия детей с
родителями к Вечному
Огню, возложение
цветов.
Рисование: «Салют в
нашем городе»
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников /старшая группа/.
2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен
до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья:
«Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга
пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в
ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое
пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
/методическое пособие/
8. Н.
С.
Голицына
«Ознакомление
дошкольников
с
социальной
действительностью»
9. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
10. Степанов «Стихи о России».